• титульный

Статья «Положительная оценка – залог успешности самореализации личности ребенка с ОВЗ»

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА – ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ОВЗ

Подготовила:
Маненькова.В.А., воспитатель гр11
МООД ул. Ворошилова,8

В «Кон­цепции дошкольного воспитания» подчеркивается важность и необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку, а положительная педагогическая оценка в воспитании ребёнка признаётся залогом успешности самореализации личности дошкольника.

Педагогическая оценка в практике дошкольного образования часто рассматривается односторонне, подобно школьной практике (это оценка знаний, умений, способов действий, личностных качеств), отсутствует ориентировка на относительные показатели  детской успешности (сравнение сегодняшних показателей с вчерашними).

В дошкольном возрасте отношение, оценка взрослого (родителей, педа­гога) приобретает для ребенка особую важность. Дошкольник находится в большой эмоциональной зависимости от родителей и педагогов. В процессе взросления у дошкольника постепенно изменяется отношение к деятельности и своему поведению. Однако адекватно оценивать свои действия ребенок не всегда может, так как во всем привык полагаться на взрослого. Взрослый для малыша - образец того, как нужно делать, и одновременно - источник оценки его действий.

 В младенческом возрасте отношения роди­телей к ребенку строятся на его полном принятии, поэтому оценка носит аб­солютный положительно-эмоциональный характер. Постепенно в ходе овла­дения сначала манипуляциями, а потом и предметными действиями ребенок начинает ощущать потребность в оценке взрослым его практических действий «получить одобрение взрослого и таким образом сохранить эмоциональное благополучие». Так потребность в положительных эмоциях значимого взрос­лого во многом определяет поведение ребенка. Ребенку важно, чтобы взрос­лый не просто заметил, но и дал положительную оценку, похвалил его дейст­вия. Поддержка и одобрение взрослым любых, даже самых незначительных успехов, позволяет удовлетворить потребность ребенка в любви, эмоциональ­ной поддержке, уважении и признании. А если взрослый постоянно делает за­мечания, критично оценивает, подчеркивает неумение или неспособность ре­бенка в чем-либо, у него пропадает интерес к этому делу и он стремится из­бежать его. Под влиянием оценок взрослого ребенок все чаще начинает обра­щать внимание на процесс и результат своих действий, стремиться достигать желаемых социально и личностно значимых результатов. Оценка взрослого становится регулятором действий ребенка. Под воздействием этой оценки развивается умение действовать сознательно, формируются эмоциональная сфера, волевые процессы, характер. Важно, чтобы в ходе педагогического оценивания главной точкой отсчета должны быть собственные достижения ребенка (сравнение ребенка с тем, каким он был еще сравнительно недавно; достижения сегодня по отношению к его результатам вчера). Нельзя подчер­кивать, что он еще чего-то не умеет, чтобы не отбить интерес к важному для него занятию, внушить уверенность в своих силах, и почувствовать свою зна­чимость. Прежде всего, взрослые должны сохранять и оберегать общее поло­жительное отношение ребенка к самому себе.

Современная дошкольная педагогика предлагает новую типологию оценочных высказываний педагога ДОУ, обусловленную характером взаимоотношений и  взаимодействий в системе «взрослый – ребёнок». Е.А. Царегородцева выделила 4 типа педагогической оценки: разрушающий, ограничивающий, поддерживающий и развивающий.

* Деструктивный (разрушающий) тип педагогической оценки - это такие оценочные высказывания педагога, которые содержат критическое мнение о воспитаннике, его личностных качествах, поведенческих актах, действиях и их результатах. Пример:  «На что же это похоже?», «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь», «Опять все сделала не так»…

* Оценочные высказывания ограничивающего (рестриктивного) типа вы­носятся посредством соотнесения действий и результатов ребенка с некото­рым эталоном «образцом», правилом поведения, который хорошо знает взрослый и «как бы» должен знать воспитанник. Примеры: «Сегодня у тебя неплохо получилось, но...»; «Все ребята в твоем возрасте уже хорошо рисуют, а ты даже карандаш плохо держишь!». Такая педагогическая оценка ведет к уга­санию инициативности, самостоятельности; приводит к формированию уста­новки ребенка все действия осуществлять только по образцу взрослого.

* Поддерживающий тип педагогической оценки (реструктивный). Примеры: «Умный, отзывчивый, добрый, ответствен­ный», «Я очень рада за тебя! У тебя так замечательно стали получаться эти фигурки», «Прекрасно!», «Великолепно!», «Ты у нас такой храбрый», «Моло­дец! Ну, ты просто талант».  Хотя этот вид оценки обеспечивает процессы, необходимые для сохранения целостности личности воспитанника на определенном уровне образовательных достижений, однако не всегда обеспечивает перспективу и тактику развития в рамках образова­тельного процесса.

* Конструктивный (развивающий) тип педагогической оценки осуществ­ляется с позиции интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Этот тип педагогических оценок должен расширять зону ближайшего развития ребенка и «пробуждать и вызывать к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Примером являются следующие ре­чевые высказывания: «Ты уже так много умеешь делать. Ты молодец. Я уве­рена, что, и этому, ты научишься»; «Какие замечательные работы. Может, ты сможешь научить этому других ребят?», «Ты быстро нашла решение этой за­дачки, а другие способы сможешь открыть». Педагогическая оценка ориен­тирует ребенка в осуществлении адекватной оценки своих образовательных достижений.

Целенаправленное  оценочное высказывание педагога должно быть выстроено в соответствии со следующей структурой: обращение к ребёнку, обращение к ситуации, отношение к ребёнку. В этом случае воспитатель может обратиться к позитивным моментам или в оценке ситуации, или в оценке личностных качеств дошкольника. Положительная оценка рождает уверенность в своих силах, устойчивое положительное отношение к себе. Ребёнок находясь в состоянии «душевного комфорта» будет проявлять инициативу, самостоятельность, творчество, активность, не опасаясь возможности неудачи.  Особенно это ярко проявляется в продуктивных видах деятельности (в частности, конструирование).

Кроме подобных вербальных оценок,  в нашем детском саду разработаны и апробированы модули успешности для старших дошкольников. Их  мы используем на занятиях и в совместной деятельности – помещая фотографии воспитанников по результатам деятельности дошкольников, т.е. это делает сам педагог, 2 вариант – самооценка самих дошкольников.  Эти модули помогают повысить самоконтроль и самооценку детей. Также в детском саду мы проводим различные викторины, олимпиады, турниры, где участвуют все дети старшего дошкольного возраста. Каждый ребёнок имеет возможность повысить свою самооценку и как стимул получить грамоту или медаль.

Таким образом, положительная оценка рождает уверенность в своих силах, положительное отношение к себе. Маленький ребенок спо­собен раскрыться как личность, в полной мере проявить свою творческую инициативу и самостоятельность, в том случае, если ребенок чувствует себя в безопасности, ему удобно и приятно действовать; он ясно понимает и разде­ляет те требования, которые к нему предъявляются; где ценят его таким, ка­кой он есть, и отмечают его успехи и достижения.

Пожалуйста, оцените уровень коррупциогенности в детском саду № 26 "Сказка"

высокий - 0%
средний - 5.6%
низкий - 94.4%

Проголосовали: 18
Голосование для этого опроса закончилось on: 31 Май 2022 - 00:00

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Контактная информация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 «Сказка» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445010, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Ленинградская, д. 54
Телефон: 8-8482-31-95-41, 8-8482-95-52-72
Факс: 8-8482-28-31-39
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Внимание! Персональные данные воспитанников  публикуются на официальном сайте МБУ детского сада № 26 "Сказка" строго с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных". Любое копирование, использование, распространение и передача персональных данных несовершеннолетних МБУ  детского сада № 26 "Сказка"  запрещены и преследуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ