• титульный

Статья «К вопросу о подготовке дошкольников с ОВЗ к письму. Психологический аспект»

К вопросу о подготовке дошкольников с ОВЗ к письму.
Психологический аспект

 Подготовил
Воспитатель Маненькова В.А.

Актуальность. Учителя начальных классов отмечают, что наибольшую проблему в обучении современных первоклассников представляет неподготовленность руки к письму.  При подготовке дошкольников к школе важно правильно выяснить причины графической неготовности к обучению письму. Их две: недостаточное развитие мелких мышц и пишущей руки и нервной регуляции мелкой моторики (физиологическая неготовность к обучению письму), а также несформированность навыка выполнения графических движений (психологическая неготовность к обучению письму).

При поступлении в школу одним из показателей рассматривается сформированность графического навыка. Отметим, что графические навыки и готовность руки к письму - термины не синонимические. Готовность руки к письму означает: высокую степень натренированности мелких мышц руки и кисти, развитую координацию движений руки, пальцев. И   только   потом,   в   последнюю   очередь,   можно   говорить   об умениях детей правильно писать буквы, их элементы. Таким образом, готовность руки к письму - более важный, и, подчеркнём, более длительный процесс. И современная точка зрения такова, что именно дошкольные учреждения должны формировать, тренировать, упражнять, развивать мелкую моторику ребёнка.

Факторы, влияющие на развитие мелкой моторики.

В первые, полгода - год жизни ребёнка на развитие его мышц, моторики оказывает огромное влияние состояние нервной системы, общий уровень соматического здоровья. К сожалению, в д/с отмечается значительное число детей с последствиями родовых травм, ЧМТ, инфекционных заболеваний. Последствия повреждения НС могут неожиданно сказываться в более позднем возрасте, особенно в стрессовых для ребёнка ситуациях, которыми и оказывается переход в школу. Последствия повреждений НС, которые проявляются у дошкольников: нарушения тонуса рук, нарушения координации в движениях обеими руками, сверхсильный или слабый нажим при письме, нарушение    в    восприятии    основных   сенсомоторных    образцов, нарушения внимания, умственной работоспособности.

Взаимосвязь мелкой моторики и некоторых компонентов психики.

1. Мелкая моторика и речь. Согласно данных нейропсихологов, психофизиологов, в коре больших полушарий головного мозга центры тактильной чувствительности (т.е. отвечающие за информацию, идущую от кончиков пальцев) и активной речи расположены поблизости друг от друга, что и обуславливает некоторую взаимосвязь этих двух компонентов (мелкой моторики и речи) в детстве: «центр руки», активизируясь при совершении движений, иррадиирует возбуждения на соседний «центр речи». Однако нельзя развивать речь, тренируя только руку: речь - сложная психическая функция, формирующаяся под влиянием социального окружения.

2. Мелкая моторика и интеллект. Эту взаимосвязь проследить достаточно трудно; т.к. наблюдается большая вариативность. Так, нужно говорить о великолепном развитии мелкой моторики у человека с достаточно низкими показателями IQ , и наоборот; и о множестве промежуточных вариантов. Тем не менее, отсутствие чётких взаимосвязей между указанными характеристиками можно и нужно понимать как направления в индивидуальной работе с детьми: тренировка обоих указанных компонентов повышает уровень готовности ребёнка к школьному обучению.

3. Мелкая моторика и внимание. Эти два компонента психики оказываются связанными через психофизиологические параметры, а именно через активизацию головного мозга, осуществляемую глубинными структурами головного мозга. Нарушение внимания - та трудность, на которую обращают внимание педагоги, т.е. мелкая моторика является взаимосвязанной с другими сторонами психики ребёнка.

Говоря о развитии руки, необходимо подчеркнуть, что мелкая моторика - важный компонент готовности ребёнка к школе, но именно компонент.

Однако если в течение первого года на моторику ребёнка главным образом действуют биологические факторы, то с возрастом повышается значение средовых факторов. В течение раннего детства, до 2,5 - 3 - 3,5 лет большое значение для развития моторики имеет характер осуществляемой ребёнком предметно-манипуляторной деятельности, его общая исследовательская, познавательная активность. Если ребёнок активен, много и разнообразными способами действует различными предметами, его рука тренируется. А рука для 2-Зх летнего малыша - тот же орган познания, т.е. на протяжении раннего детства развитие предметных действий ведёт за собой общее психическое развитие.

Необходимо упомянуть о том, что в этом возрасте формируются перцептивные действия, т.е. особые способы манипулирования с предметами, которые «считывают» различную информацию о качествах предмета.

В раннем детстве ребёнок, его деятельность, находится под постоянным контролем взрослых. И если этот контроль состоит из запрещения, ограничения активности (и в первую очередь, моторной активности) ребёнка, то взрослый оказывает негативное влияние на развитие мелкой моторики. Если же взрослый не только поощряет ребёнка к манипулированию, предметной деятельности, но и даёт ему алгоритмы обращения с предметами (т.е. управляет и совершенствует перцептивные действия ребёнка), то рука ребёнка развивается.

В дошкольном     возрасте (4-7лет) повышается значение целенаправленной работы, проводимой в двух направлениях:

  1. Тренировка мышечно-связочного аппарата.
  2. Развитие     координированности     движений     (например,     близкое     по психическому содержанию действие в системе координат).

Система занятий, которые осуществляются по развитию мелкой моторики дошкольника, широка и разнообразна. Отметим: нужна именно система работы, т.е. компоненты образовательного процесса по подготовке руки дошкольника письму должны сочетаться между собой, продолжать друг друга, дополнять друг друга.

Пожалуйста, оцените уровень коррупциогенности в детском саду № 26 "Сказка"

высокий - 0%
средний - 5.6%
низкий - 94.4%

Проголосовали: 18
Голосование для этого опроса закончилось on: 31 Май 2022 - 00:00

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Контактная информация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 «Сказка» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445010, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Ленинградская, д. 54
Телефон: 8-8482-31-95-41, 8-8482-95-52-72
Факс: 8-8482-28-31-39
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Внимание! Персональные данные воспитанников  публикуются на официальном сайте МБУ детского сада № 26 "Сказка" строго с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных". Любое копирование, использование, распространение и передача персональных данных несовершеннолетних МБУ  детского сада № 26 "Сказка"  запрещены и преследуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ