Сведения об образовательной организации
Прием в МБУ
Всегда на связи
Коррекционно-развивающее сопровождение детей с ОВЗ
Безопасность детей
Статья «К вопросу о подготовке дошкольников с ОВЗ к письму. Психологический аспект»
- Категория: Консультации для педагогов
- Обновлено 04.03.2017 07:44
- Создано 20.12.2016 08:50
- Просмотров: 1134
К вопросу о подготовке дошкольников с ОВЗ к письму.
Психологический аспект
Подготовил
Воспитатель Маненькова В.А.
Актуальность. Учителя начальных классов отмечают, что наибольшую проблему в обучении современных первоклассников представляет неподготовленность руки к письму. При подготовке дошкольников к школе важно правильно выяснить причины графической неготовности к обучению письму. Их две: недостаточное развитие мелких мышц и пишущей руки и нервной регуляции мелкой моторики (физиологическая неготовность к обучению письму), а также несформированность навыка выполнения графических движений (психологическая неготовность к обучению письму).
При поступлении в школу одним из показателей рассматривается сформированность графического навыка. Отметим, что графические навыки и готовность руки к письму - термины не синонимические. Готовность руки к письму означает: высокую степень натренированности мелких мышц руки и кисти, развитую координацию движений руки, пальцев. И только потом, в последнюю очередь, можно говорить об умениях детей правильно писать буквы, их элементы. Таким образом, готовность руки к письму - более важный, и, подчеркнём, более длительный процесс. И современная точка зрения такова, что именно дошкольные учреждения должны формировать, тренировать, упражнять, развивать мелкую моторику ребёнка.
Факторы, влияющие на развитие мелкой моторики.
В первые, полгода - год жизни ребёнка на развитие его мышц, моторики оказывает огромное влияние состояние нервной системы, общий уровень соматического здоровья. К сожалению, в д/с отмечается значительное число детей с последствиями родовых травм, ЧМТ, инфекционных заболеваний. Последствия повреждения НС могут неожиданно сказываться в более позднем возрасте, особенно в стрессовых для ребёнка ситуациях, которыми и оказывается переход в школу. Последствия повреждений НС, которые проявляются у дошкольников: нарушения тонуса рук, нарушения координации в движениях обеими руками, сверхсильный или слабый нажим при письме, нарушение в восприятии основных сенсомоторных образцов, нарушения внимания, умственной работоспособности.
Взаимосвязь мелкой моторики и некоторых компонентов психики.
1. Мелкая моторика и речь. Согласно данных нейропсихологов, психофизиологов, в коре больших полушарий головного мозга центры тактильной чувствительности (т.е. отвечающие за информацию, идущую от кончиков пальцев) и активной речи расположены поблизости друг от друга, что и обуславливает некоторую взаимосвязь этих двух компонентов (мелкой моторики и речи) в детстве: «центр руки», активизируясь при совершении движений, иррадиирует возбуждения на соседний «центр речи». Однако нельзя развивать речь, тренируя только руку: речь - сложная психическая функция, формирующаяся под влиянием социального окружения.
2. Мелкая моторика и интеллект. Эту взаимосвязь проследить достаточно трудно; т.к. наблюдается большая вариативность. Так, нужно говорить о великолепном развитии мелкой моторики у человека с достаточно низкими показателями IQ , и наоборот; и о множестве промежуточных вариантов. Тем не менее, отсутствие чётких взаимосвязей между указанными характеристиками можно и нужно понимать как направления в индивидуальной работе с детьми: тренировка обоих указанных компонентов повышает уровень готовности ребёнка к школьному обучению.
3. Мелкая моторика и внимание. Эти два компонента психики оказываются связанными через психофизиологические параметры, а именно через активизацию головного мозга, осуществляемую глубинными структурами головного мозга. Нарушение внимания - та трудность, на которую обращают внимание педагоги, т.е. мелкая моторика является взаимосвязанной с другими сторонами психики ребёнка.
Говоря о развитии руки, необходимо подчеркнуть, что мелкая моторика - важный компонент готовности ребёнка к школе, но именно компонент.
Однако если в течение первого года на моторику ребёнка главным образом действуют биологические факторы, то с возрастом повышается значение средовых факторов. В течение раннего детства, до 2,5 - 3 - 3,5 лет большое значение для развития моторики имеет характер осуществляемой ребёнком предметно-манипуляторной деятельности, его общая исследовательская, познавательная активность. Если ребёнок активен, много и разнообразными способами действует различными предметами, его рука тренируется. А рука для 2-Зх летнего малыша - тот же орган познания, т.е. на протяжении раннего детства развитие предметных действий ведёт за собой общее психическое развитие.
Необходимо упомянуть о том, что в этом возрасте формируются перцептивные действия, т.е. особые способы манипулирования с предметами, которые «считывают» различную информацию о качествах предмета.
В раннем детстве ребёнок, его деятельность, находится под постоянным контролем взрослых. И если этот контроль состоит из запрещения, ограничения активности (и в первую очередь, моторной активности) ребёнка, то взрослый оказывает негативное влияние на развитие мелкой моторики. Если же взрослый не только поощряет ребёнка к манипулированию, предметной деятельности, но и даёт ему алгоритмы обращения с предметами (т.е. управляет и совершенствует перцептивные действия ребёнка), то рука ребёнка развивается.
В дошкольном возрасте (4-7лет) повышается значение целенаправленной работы, проводимой в двух направлениях:
- Тренировка мышечно-связочного аппарата.
- Развитие координированности движений (например, близкое по психическому содержанию действие в системе координат).
Система занятий, которые осуществляются по развитию мелкой моторики дошкольника, широка и разнообразна. Отметим: нужна именно система работы, т.е. компоненты образовательного процесса по подготовке руки дошкольника письму должны сочетаться между собой, продолжать друг друга, дополнять друг друга.
Дом, где живет здоровье
Важное
Пожалуйста, оцените уровень коррупциогенности в детском саду № 26 "Сказка"
Проголосовали: 18
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ОБРАЗОВАНИЕ"
Скоро в школу!
Странички педагогов
Нам важно знать Ваше мнение
Контактная информация
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 «Сказка» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445010, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Ленинградская, д. 54
Телефон: 8-8482-31-95-41, 8-8482-95-52-72
Факс: 8-8482-28-31-39
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Внимание! Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МБУ детского сада № 26 "Сказка" строго с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных". Любое копирование, использование, распространение и передача персональных данных несовершеннолетних МБУ детского сада № 26 "Сказка" запрещены и преследуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.