• титульный

Статья «Интеллектуальные игры в детском саду»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ


Подготовил:
В.А. Маненькова.В.А., воспитатель
МООД ул.Ворошилова, 8

Развитие российской системы образования последних лет характеризуется интенсивным поиском наиболее рациональных форм обучения, формированием новых образовательных технологий.

Психологами всего мира общепризнанно, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с пяти до восьми лет: около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам. Однако, это не означает, что нужно стремиться вложить в голову ребёнка как можно больше знаний, сведений, информации. Значительно важнее научить его мыслить, развивать самостоятельность и независимость суждений и оценок. Не только научить воспроизводить знания, а помочь находить наиболее адекватный путь решения, приводить доказательства, устанавливать зависимости, т.е. развивать способности «распутывать» познавательные коллизии и  делать это охотно с интересом и удовольствием. Мы понимаем процесс образования дошкольников как организованную и целенаправленную интеллектуально-познавательную деятельность, включающую латентное, реальное и опосредованное обучение.

Латентное (скрытое) обучение обеспечивается накоплением чувственного и информационного опыта, который создаёт базу ясных и неясных знаний. Накопление спонтанного опыта может быть организованно через обогащённую предметную среду: специально продуманную и мотивированную самостоятельную деятельность (бытовую, трудовую, конструктивную, учебную); созидательную продуктивную деятельность; познавательное интеллектуальное общение со взрослым.

Реальное (прямое) обучение предполагает специально организованную познавательную деятельность всей группы или отдельной подгруппы детей. Однако в ходе прямого обучения передаётся лишь небольшая часть социального  опыта. Затем багаж знаний пополняется благодаря любознательности и активности самого ребёнка, но только если создаются условия для удовлетворения его познавательных интересов.

Опосредованное обучение  создаёт такие условия.

Известный отечественный психолог Л.С. Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли». Поэтому единственно правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития. Обучение дошкольников, основанное на использовании специальных интеллектуальных игр, относится к таким методам.

Для развития логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребёнка» - игру (Ф. Фребель). Пусть дети думают, что они только играют. Роль педагога в этом процессе — поддерживать интерес детей. Обучая детей в игре,  педагог стремится к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения.

Подинтеллектуальнойигрой мы понимаем такую игру, где успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей ребенка (человека), его ума.

Цель интеллектуальных игр — развитие умственных способностей и творческой активности детей в процессе игровой деятельности.

Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:

  1. Развитие у детей интереса к познавательной деятельности.
  2. Формирование и развитие логических способностей детей.
  3. Развитие мыслительной деятельности и творческого подхода в поиске способов решения.
  4. Формирование навыков использования полученных знаний, умений в практической деятельности.

Интеллектуальные игры могут быть разнообразны по своему содержанию. Как отмечает Б.П. Никитин: «...разные игры развивают разные психические процессы и интеллектуальные качества: внимание, память; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий».

Интеллектуальные игры помогут не только повысить умственную активность детей, но и сформировать у них такие качества, как находчивость, пытливость. Познавательный материал подбирается с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта и информационного багажа, т.е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Вопрос в интеллектуальной игре становится для ребёнка доступным, а поиск ответа не затрудняет его, когда он не просто запоминает ответ и может успешно его воспроизвести, а осознанно применяет знания, понимает логику рассуждений, устанавливает связи, выводит закономерности.

Таким образом, научить ребёнка дошкольника учиться, учится с интересом и удовольствием, постигать окружающий мир и верить в свои силы — на наш взгляд главная цель использования интеллектуальных игр.

В  детском саду интеллектуальные игры включаются в педагогический процесс  для решения следующих задач.

Рассмотрим обучающие (дидактические) цели:

1)    выявление уровня полученных знаний.

В данном случае игра выступает в роли видоизмененной проверки и предполагает наличие вопросов и заданий на воспроизведение полученных знаний. Осуществляемые подобным образом в игровой форме контроль и учет знаний повышают у детей интерес к познанию;

2)    стимулирование самостоятельного изучения материла.

Игрокам заранее сообщается тема и объем материала, который включен в игру. Например, дать задание детям повторить с родителями тему «Улицы родного города». Таким образом игра будет являться итогом самостоятельной   работы детей и родителей по заданной теме.

Развивающие цели.

Интеллектуальные игры позволяют развивать логическое мышление, сообразительность, пытливость, коммуникабельность; дают детям возможность не только продемонстрировать свои знания, но и  проявить эрудицию, находчивость, творчество, получить признание своих достижений.

Участие детей в игре позволяет приобрести опыт выражения эмоций и чувств, так как проведение игр соревновательного характера сопряжено с яркими эмоциональными переживаниями детей. Если подобные игры проводятся редко, то эмоции могут доминировать над познавательными процессами. Важно, чтобы получая разнообразные впечатления как положительные (радость победы), так и отрицательные (обида, огорчение от поражения), ребенок сам утверждался в том, что он знает, умеет и может сделать самостоятельно, чтобы складывались эмоционально-ценностные отношения между детьми и взрослыми.

Педагогически ценными являются задания, требующие совместного выполнения. Игры с подобными заданиями способствуют формированию у детей умения договориться, учитывать мнение сверстника, вести коллективный поиск истины. Это основные цели проведения интеллектуальных игр.

Основные типы интеллектуальных игр.

Все интеллектуальные игры можно объединить в два блока: викторины и стратегии. Рассмотрим их  подробнее.

Викторинаэто форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов. Викторины могут быть тестовыми и сюжетными.

Тестовыевикторины предполагают ответы на вопросы, правильный ответ оценивается (фишка, очко, похвала, балл). Подобные игры широко представлены на телевидении («О, счастливчик!», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», брейн-ринг и др.).

Сюжетные викторины являются более интересной формой интеллектуальных игр. Игра в этом случае имеет сюжетной оформление. Развивается воображение, применяются элементы театрализации, игра приобретает яркий эмоциональный характер. Примером могут быть телевизионные игры «Полундра», «Колесо истории» и др.

Стратегия  - это форма интеллектуальной игры, где успех достигается верным планированием участниками своих действий. В боевой стратегии путь к успеху лежит через правильное планирование уничтожения противника (шахматы, шашки); в экономической– через продуманные действия приобретения и продажи («Менеджер», «Продавец», «Бизнес»); в ролевой стратегии– через наилучшее достижение целей, определенных заданной игроку ролью (…). Ролевая форма развивается по сценарию и импровизированным направлениям. В сценарной стратегии импровизация допускается в строгом соответствии с разработанным сценарием игры.

Интеллектуальная игра редко обходится без вопросов, а викторины без них вообще не существуют, поэтому подбор и составление вопросов – важное условие эффективного проведения интеллектуальной игры.

Классификация вопросов, заданий для интеллектуальных игр:

Вопросы на сообразительность (продуктивные)позволяют создать интригу, концентрируют внимание. Подобные вопросы учитывают базовый уровень знаний детей, но несколько зашифровываются, чтобы игроки в полной мере проявили свои мыслительные способности.

Вопросы- шутки не предназначены для подшучивания над игроком. Это вопросы остроумные, в них скрывается сущность. Они создают атмосферу непринужденности, способствуют эмоциональной близости между педагогом и детьми.

Вопрос-подсказкасодержит в себе некоторую информацию, анализ которой позволяет найти ответ. Отгадавший получает балл.

Вопросы на логическое и ассоциативное мышлениеочень интересны, так как предполагают необходимость выстроить цепочку рассуждений. Это вопросы-задачи, задания.

Условно-допустимые для интеллектуальных игр вопросы и задания:

1)      вопросы на воспроизведение полученных знаний (воспроизводящие, репродуктивные)они рассчитаны на память, практически не нуждаются в обсуждении, задаются по знакомому участникам игры материалу;

2)      воспроизводящие с условием требуют не только памяти, но и внимания (перечисления:  улицы города).

Таким образом, мы представили  подход к определению интеллектуальных игр. Кроме этого обозначили проблему классификации интеллектуальных игр, предложив вариант их систематизации, а также сгруппировали вопросы для викторин в соответствии с принципами их построения в интеллектуальных играх.

Пожалуйста, оцените уровень коррупциогенности в детском саду № 26 "Сказка"

высокий - 0%
средний - 5.6%
низкий - 94.4%

Проголосовали: 18
Голосование для этого опроса закончилось on: 31 Май 2022 - 00:00

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Контактная информация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 «Сказка» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445010, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Ленинградская, д. 54
Телефон: 8-8482-31-95-41, 8-8482-95-52-72
Факс: 8-8482-28-31-39
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Внимание! Персональные данные воспитанников  публикуются на официальном сайте МБУ детского сада № 26 "Сказка" строго с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных". Любое копирование, использование, распространение и передача персональных данных несовершеннолетних МБУ  детского сада № 26 "Сказка"  запрещены и преследуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ