• титульный

Развитие ориентировки в пространстве и времени.

воспитатель и дети занимаютсяРазвитие ориентировки в пространстве.

Уже в раннем детстве ребенок достаточно хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов. Однако он не отделяет направлений пространства и пространственных отношений между предметами от самих предметов. Представление о предметах и их свойствах образуются раньше, чем представление о пространстве, и служат их основой.

Первоначальные представления о направлениях пространства, которые усваивает трехлетний ребенок, связаны с его собственным телом. Оно является его центром, точкой отчета, по отношению к которой ребенок только и может определить направление. Под руководством взрослых дети начинают выделять и правильно называть свою правую руку. Она выступает как рука, выполняющая основные действия: «Этой рукой я кушаю, рисую, здороваюсь. Значит она правая». Определить положение других частей тела в качестве правых и левых ребенку удается только по отношению к положению правой руки. Например, на предложение показать правый глаз младший дошкольник вначале отыскивает правую руку (сжимает ее, отводит в правую сторону и т.п.) и только после этого указывает на глаз. «Правое» и «левое» кажутся ребенку чем-то постоянным, и он не может понять, каким образом то, что для него находится с право, для другого может находиться слева.

Другие направления пространства (спереди, сзади) ребенок тоже относит только к себе. Дальнейшие развитие ориентировки в пространстве заключается в том, что дети начинают выделять отношения между предметами (один предмет за другим, перед другим, слева, справа от него, между другими предметами и т.д.).

Большое значение в образование представлений о пространственных отношениях между предметами и овладении умением их определять имеет продуктивная деятельность. Строя из кубиков, ребенок моделирует не только формы, но и пространственные отношения. Он учится передавать их в рисунке, определенным образом располагая изображения людей и предметов на листе бумаги.

Образование представлений о пространственных тесно связаны с усвоением их словесных обозначений, которые помогают ребенку выделять и фиксировать тот или иной вид отношений. При этом в каждом отношении («над-под», «за-перед») ребенок сначала усваивает представления об одном члене пары (например, «над», «перед»), а затем, опираясь на это представление усваивает и второе. Но, усваивая представление об отношениях между предметами, ребенок долго может оценивать эти отношения только со своей позиции, он оказывается не в состоянии изменить точку отчета, понять, что отношения изменяются, если смотреть на предмет с другой стороны: то, что было спереди, окажется сзади, то что было слева, будет справа и т.д.

Только к концу дошкольного возраста у детей появляется ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции, умения менять точки отсчета.

Ориентировка во времени создает для ребенка большие трудности, чем ориентировка в пространстве. Ребенок живет, его организм определенным образом реагирует на течение времени: в известное время суток ему хочется есть, спать и т.д., но сам ребенок долго не воспринимает время. Даже тогда, когда настает пора садиться за стол, он не осознает, что его беспокойство, легкие капризы: «хочу пить!»; «хочу мороженое!») и даже заявление: «Я не хочу есть!» - не что иное, как реакция организма на время обеда.

Усваивая представления о времени суток, дети прежде всего ориентируются на собственные действия: утром умываются, завтракают; днем играют, занимаются, обедают; вечером ложатся спать. Представления о временах года усваиваются по мере знакомства с сезонными явлениями природы.

Особые трудности связаны с усвоением представлений о том, что такое «вчера», «сегодня», «завтра» и т.д. дети долго не могут освоиться с их относительностью, не могут понять, как то, что было «вчера», превратилось в «сегодня». Во второй половине дошкольного возраста ребенок, как правило, усваивает эти временные обозначения, начинает их правильно употреблять.

Формирование пространственных представлений у детей. Дидактические игры и упражнения.

Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные представления и ориентировка в пространстве напрямую влияют на уровень его интеллектуального развития. Их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладения детьми школьными навыками. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности, при чтении, письме, в овладении математическими операциями.

У детей наблюдаются трудности формирования пространственных представлений, а также трудности их языкового оформления. Все это отразиться на личностном и социальном развитии детей. Работа по формированию пространственных представлений у детей должна вестись планомерно и целенаправленно.

Основные направления работы:

  • ориентирование в схеме собственного тела;
  • в окружающем пространстве;
  • на плоскости;
  • восприятие пространственных отношений между предметами.

 

Некоторые примеры дидактических игр и упражнений:

1. Ориентировка «на себя»; освоение «схемы собственного тела» Здесь чаще используются задания на поднятие правой или левой руки, показа правого уха правой рукой, левое - левой и т.д. Постепенно задания усложняются.

 

Игра «Обезьянки». Игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повторяя все действия за педагогом, показать и назвать все части лица, головы.

Игра «Путаница». Детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и т.д.

2. Ориентирование в окружающем пространстве

1) Игры на формирование ориентировки в окружающем пространстве с системой отчета «на себя»:

В игре «Что где находится?» ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз, предлагают открыть глаза, и опять просят показать правую руку, назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.

Игра: «Что стоит внизу, наверху». Цель: знакомство с пространственными отношениями, выражения с помощью предлогов «на», «под», «рядом».

Игра «Колокольчик». Ребенок с закрытыми глазами определяет где звонит колокольчик.

Игра «Заводная кукла». Дети это «заводные игрушки». По команде воспитателя игрушки делают два шаг вперед, один шаг влево и т.д.

2) Игры на формирование ориентировки в окружающем пространстве с системой отчета «от другого» и «от объекта».

Игра «Что изменилось?» цель: знакомство с тем, что пространственные отношения между предметами могут заменяться: предмет, который был наверху (слева), сможет оказаться внизу (справа), и наоборот.

Игра «Контролер». Ребенок «контролер» располагается перед другими участниками игры - пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади «контролера» с правой и левой стороны кладутся обручи, обозначающие автобус. «Пассажиры» с красными билетами направляются «контролером» в правый автобус, с зелеными - в левый.

Игра «Где я сяду». Цель: формирование умения занимать определенные пространственные положения по заданному условию (от себя, от предмета).

3) Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги)

 

Игра «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить: - что изображено справа от него -что нарисовано под ним -что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Вариант 2: воспитатель просит назвать или показать предметны), который(е) находятся:- в правом верхнем углу -вдоль нижней стороны листа -в центре листа, и т.п.

Игра «Лабиринт». Воспитатель раздает каждому ребенку лист ,на котором нарисован лабиринт и стрелочкой указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубу, для этого необходимо выполнить инструкции ,а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа вверху ,внизу), затем идти по нему(вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идем вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: воспитатель этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив ее на свой лист, ребенок видит весь ли путь он проделал верно.

«Геометрический диктант». Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель дает инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, желтый круг- в центре листа ,и т. д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения.

Игра «Я еду на машине». Перед каждым ребенком лист бумаги (А4) и маленькая машинка. Дети, слушая инструкции воспитателя, передвигают машинку в нужном направлении. Например, из центра листа машинка поехала в правый нижний угол, затем вдоль правой стороны в правый верхний угол, затем в левый нижний угол, к середине правой стороны и т. д.

Игра «Укрась елку». Цель - найти местоположение игрушки по инструкции педагога.

4) Игры на восприятие пространственных отношений между предметами

Игра «Что где стоит?». Цель - установление пространственных отношений между предметами.(«Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка ,сзади матрешки стоит неваляшка»).

 

Игра «Давай меняться». Цель - формирование умения определять свое местоположение по заданным ориентирам, Воспитатель дает инструкции: например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина. Если Саша отыскал место верно, то ребенок, стоящий на этом месте, встает на Сашино место.

Игра «Да - нет». Цель - формирование умения определять пространственное положение предмета. Например:» Я загадала предмет, а вы с помощью вопросов должны определить его местонахождение». Дети задают вопросы: «Этот предмет находится справа? Справа у окна? Справа у розы? На подставке? В шкафу? На верхней полке?» и т. д.

Игра «Волшебное дерево». Цель-формирование умения отражать пространственные отношения между предметами в речи. Дети называют местоположение яблок, гусениц, облака по отношению к дереву.

Игра «Найди магнит». Перед детьми на магнитной доске разнообразные магниты. Каждый из них загадывает,- какой магнит он будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Дети по очереди выходят к доске, чтобы найти свой магнит, при этом остальные дети дают подсказки, где искать. Например, выше, выше, еще выше ,левее, чуть-чуть вниз.

Игра «Новоселье». Каждый из детей по очереди должен «заселить» дом по заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили :мышка, козленок и обезьянка, причем козленок- слева ,а обезьянка- между мышкой и козленком, ит.д.

Планирование игр осуществляется с учетом закономерностей развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Несомненно, ориентировка в схеме собственного тела является исходной, а на основе этого у детей формируются пространственные представления и ориентировки в пространстве, на плоскости, происходит овладение пространственными наречиями и предлогами.

Литература

  1. Мухина B.C. возрастная психология: феноменология развития,
    детство, отрочество: учебник для студ. Вузов. - 7-е изд., стереотип -
    М.: издательский центр «Академия», 2002. - 456с.
  2. Семаго Н.Я. формирование пространственных представлений у
     детей дошкольный и младший школьный возраст:Методическое
    пособие и комплект демонстрационного материалов. М.:Айриспресс,2005. (Библиотека психолога образования).

 

Подготовила: воспитатель Комарова О.Н.

Пожалуйста, оцените уровень коррупциогенности в детском саду № 26 "Сказка"

высокий - 0%
средний - 5.6%
низкий - 94.4%

Проголосовали: 18
Голосование для этого опроса закончилось on: 31 Май 2022 - 00:00

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Контактная информация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 «Сказка» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445010, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Ленинградская, д. 54
Телефон: 8-8482-31-95-41, 8-8482-95-52-72
Факс: 8-8482-28-31-39
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Внимание! Персональные данные воспитанников  публикуются на официальном сайте МБУ детского сада № 26 "Сказка" строго с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных". Любое копирование, использование, распространение и передача персональных данных несовершеннолетних МБУ  детского сада № 26 "Сказка"  запрещены и преследуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ