• титульный

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Радостные детиИгра – ведущая деятельность дошкольников, используется педагогами как основа организации жизни детского сообщества в совместной и самостоятельной деятельности. Воспитание самостоятельности – это развитие способности к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительностью. Такое воспитание может осуществляться через содержание различных подвижных игр и являться основой для формирования самостоятельной двигательной активности. Через самостоятельную двигательную активность решаются задачи воспитания здоровьесберегающего поведения у дошкольников, связанного с предупреждением травматизма и формируется соответствующее двигательное поведение, что особенно важно в условиях современной жизни.

 Охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое развитие детей – главная цель педагогической работы в ДОУ. Одной из важнейших задач является удовлетворение естественной потребности детей в движении. Условия детского сада как нельзя лучше могут развить самостоятельную двигательную активность, т.к. двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную, отводя большую роль различным подвижным играм.

 Но современные городские дети не всегда имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Этому способствуют определенные факторы: перенасыщенное пространство групп в детском саду и квартир, сокращение игровых площадок, большое количество транспорта, преобладание статичного время препровождения и другие причины.

 Для организации подвижных и спортивных игр необходимо создать соответствующие условия: иметь достаточно свободного места для бега, прыжков, метания, катания на велосипеде. Нужно иметь крупные физкультурные пособия и достаточное количество мелких пособий и игр (кегли, серсо, бадминтон), чтобы все желающие дети смогли в них поиграть. Все пособия должны быть знакомы детям и быть безопасными для самостоятельных упражнений и игр. Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию детей является важным условием его эффективности. Воспитатель должен постоянно разъяснять родителям значение физических упражнений и подвижных игр для правильного развития детей, рекомендовать их для занятий с детьми с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья и физической подготовленности каждого ребенка.

 Программы физического воспитания в дошкольных учреждениях должны нацеливать воспитателей и инструкторов физической культуры на достижение конечного результата в обучении основным движениям – развитие способности действовать разными способами с учетом складывающейся обстановки. Обычно разнообразие действий рассматривается педагогами как средство телесного развития, а дошкольники, овладев разными способами передвижения в подвижных играх и упражнениях, не сомневаются, что ими пользуются только на физкультурных занятиях и не видят возможности их применения в жизненных ситуациях. Наша задача – изменить подходы к данной проблеме.

        Остановимся на принципах формирования самостоятельности и выделения этапов каждого принципа.

 Возрастной принцип учитывает возраст детей, где первый этап требует от педагога постоянного внимания и личного участия при руководстве самостоятельной двигательной активностью, что соответствует задачам младшего и среднего возраста. Второй этап характеризуется частичной самостоятельной двигательной активностью детей и сводится к регулированию педагогом самостоятельного использования физических и спортивных упражнений детьми, подвижных игр. Этот этап является переходным от среднего к старшему возрасту и служит показателем уровня сформированности двигательной активности в той или иной возрастной группе. Третий этап самостоятельная двигательная активность детей, что характерно для детей подготовительной группы. Значительно расширившиеся двигательные возможности детей определяют самостоятельность в движениях, выборе подвижной игры, их качество и результат.

 Принцип учета уровня разной подвижности используется с целью оптимизации ДА детей в их самостоятельных играх с определением индивидуальной интенсивности движений каждого ребенка. На первом этапе создаются необходимые условия для развития ДА, оказывается своевременная помощь каждому ребенку в выборе игр и упражнений, подборе пособий, места для игры, что способствует обогащению двигательного опыта ребенка. На втором этапе осуществляется постепенное вовлечение детей с разной подвижностью в игры и двигательные задания с целью повышения или снижения их двигательной активности. Все предложенные педагогические приемы и методы индивидуально-дифференцированного подхода учитывают интерес ребенка к играм, разным видам деятельности и пособиям.

 Принцип осознанности необходим для формирования у дошкольника знаний, которые послужат основой для развития самостоятельности в двигательной деятельности. На первом этапе следует уделить внимание пониманию, осознанию параметров любого физического упражнения. Необходимо научить детей выделять составные части физического упражнения, запоминать их последовательность, выделить значимость исходного положения для достижения лучшего результата, развить активное подражание.

 На втором этапе важнейшей задачей становится знакомство с различными способами выполнения одного и того же движения. Ядро знаний о способах действий для дошкольников – понимание принципа называния способов движений. Эти знания помогут им самостоятельно открыть для себя новый способ действий, опираясь на название. Использование рисунков, схем и моделей приводят к лучшему осознанию структуры движений и достижению результата.

 На третьем этапе формирования самостоятельности при выполнении движений важно развить умение ставить двигательную задачу по собственной инициативе и выбирать нужный способ для ее решения в игровой ситуации, близкой к предшествующей. Ребенок приучается пользоваться усвоенными движениями для решения двигательных задач не в виде изолированных действий, а объединенных в единую цель.

 На четвертом этапе происходит овладение выбором способа двигательного действия в зависимости от условий, ситуации и индивидуальных особенностей ребенка (роста, скоростных качеств и т.д.) Сначала в специально созданных условиях, а затем в игровой обстановке и жизненных ситуациях ребенок приобретает опыт действия известными способами в измененных обстоятельствах, что и является главным результатом формирования уровня самостоятельной двигательной активности.

 По определению А.А. Люблинской и Г.Н. Годиной, высокий уровень самостоятельности в деятельности у дошкольников характеризуется умением выполнять без подсказки и помощи взрослого привычные действия в новых условиях. То же самое можно отнести и к двигательной игровой деятельности. Вот показатели, определяющие развитую двигательную самостоятельность у дошкольников:

  • умение выполнить двигательное задание по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий
  • умение выполнять движение без посторонней помощи
  • осознанность действий, наличие элементарного планирования
  • умение давать адекватную оценку своим действиям, осуществление элементарного контроля
  • умение переносить известные способы двигательных действий в новые условия

Выделяют основные результаты воспитания самостоятельности, которые, в конечном итоге, способствовали возрастанию интереса к подвижным играм, разнообразию творческих подвижных игр и упражнений, снижению спонтанной двигательной активности дошкольников, повышению продолжительности и интенсивности движений и игр, снижению нарушений поведения детей. Организация самостоятельной двигательной активности помогает усовершенствовать двигательный опыт детей, определяет зону ближайшего развития каждого ребенка с учетом его интересов, особенностей здоровья и физической подготовленности.

 В заключение хочется сказать, что никакое количество программ не заменит ребенку простую игру в догонялки, т.к. ребенок – это вечный двигатель, вечный прыгатель, бегатель, скакатель, хвататель и хохотатель! Так сделаем жизнь ребенка подвижной и веселой!

 

Литература

  1. Воспитание и обучение в детском саду/Под ред. А. В. Запорожца и Т. А. Марковой. – М., 1976.
  2. Рунова М. Формирование оптимальной двигательной активности // Дошкольное воспитание, 2000. № 6. С. 30–37. Из опыта работы коллективов ДОУ № 1688, 1697, 1881, 2052.

Подготовила: инструктор по физической культуре Неделина Е.Н.

Пожалуйста, оцените уровень коррупциогенности в детском саду № 26 "Сказка"

высокий - 0%
средний - 5.6%
низкий - 94.4%

Проголосовали: 18
Голосование для этого опроса закончилось on: 31 Май 2022 - 00:00

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Контактная информация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 «Сказка» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445010, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Ленинградская, д. 54
Телефон: 8-8482-31-95-41, 8-8482-95-52-72
Факс: 8-8482-28-31-39
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Внимание! Персональные данные воспитанников  публикуются на официальном сайте МБУ детского сада № 26 "Сказка" строго с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных". Любое копирование, использование, распространение и передача персональных данных несовершеннолетних МБУ  детского сада № 26 "Сказка"  запрещены и преследуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ