• титульный

Статья «Развитие любознательности и инициативности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Статья «Развитие  любознательности и инициативности у детей дошкольного возраста  с задержкой психического  развития»

 Подготовила:
Е.П. Чижик
 методист МБУ детского сада № 200 «Волшебный башмачок»

Целевые ориентиры федерального государственного  образовательного стандарта дошкольного образования характеризуют ребенка к концу дошкольного периода как инициативного, самостоятельного в разных видах детской деятельности, проявляющего любознательность.

Любознательность и инициативность нужно развивать для того, чтобы сформировать познавательный интерес, который тоже проявляется в стремлении познавать новое. В свою очередь познавательный интерес является союзником волевого усилия в достижении цели, преодолении трудностей. На его основе развивается творческая инициатива, самостоятельность в решении умственных задач, активное отношение к окружающему. 

Любознательность и познавательный интерес тесным образом связаны со стремлением к узнаванию нового. Это качество, при умелом руководстве, может перерасти в потребность к познанию.

Любознательность - стремление к приобретению всё новых знаний. Важной особенностью любознательности яв­ляется то, что она может быть условием успешной активной умственной деятельности и в то же время снижает утомление, повышая работоспособность ребенка. При наличии любознательности знания быстрее переходят в область активного их использования, становятся внутренним достоя­нием личности.

Проявления  любознательности у детей с нормальным развитием:

- задают много вопросов познавательного характера, стремятся глубже  познать предметы окружающего мира и пытаются понять хотя бы элементарную зависимость между ними:

- стремятся длительно рассматривать, наблюдать, выяснять свойства и особенности предметов и явлений;
- проявляют эмоционально-познавательную активность.

Для детей с задержкой  психического развития характерно следующее:

- не задают познавательных вопросов, могут задавать вопросы относительно знакомых предметов и явлений, не углубляясь в суть причинно -   следственных закономерностей явлений или событий
- быстро пресыщаются любой деятельностью, менее любопытные;
- не проявляют активности в беседах, в обсуждении  наблю­даемых явлений.

В дошкольном возрасте проявление любознательности связано  с  инициативностью. 

Инициатива рассматривается как почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость.

В педагогической литературе инициативность рассматривается чаще всего как качество дошкольника, его усилия, направленные на удовлетворение познавательных интересов и потребностей.

Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка.

Формирование инициативности во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи. Благодаря произвольности всех психических функций, сформированности процессов саморегуляции (планирующей функции, регулирующей функции)  ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности.

То есть, инициативное поведение дошкольника проявляется, прежде всего, в том, как он планирует свои действия, ставит перед собой задачи и последовательно решает их.

Качества, характеризующие инициативную личность:

- произвольность поведения;
- самостоятельность;
- развитая эмоционально волевая сфера;
- инициатива в различных видах деятельности;
- стремление к самореализации;
- общительность;
- творческий подход к деятельности;
- высокий уровень умственных способностей;
- познавательная активность.

Детей с задержкой психического развития характеризует:
- несформированность процессов саморегуляции;
- слабое проявление  самостоятельности в деятельности;
- проблемы в эмоционально-волевой сфере;
- снижение интереса к деятельности;
- снижение потребности в самореализации;
- снижение потребности в общении, нарушение речевого развития;
- подражательный характер деятельности;
- интеллектуальная недостаточность;
- снижение познавательной активности.

У детей с ЗПР  снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний и представлений об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту.

Задержка психического развития проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы и в интеллектуальной недостаточности, интеллектуальные способности ребенка не соответствуют возрасту.

У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки  развития памяти, восприятия,  низкая концентрация внимания,  отставания в становлении речи. Деятельность детей недостаточно целенаправленна.

В нашем детском саду шесть групп компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

В целях выявления способности к проявлению инициативности и любознательности детям включили запись с веселой танцевальной музыкой, с интересными забавными мультипликационными героями. Не было никакой словесной инструкции.

 В группе общеразвивающей направленности дети самостоятельно стали двигаться под музыку. Одни дети копировали движения мультипликационных героев, другие, придумывал свои.

Надо отметить, что дети сразу проявили интерес к происходящему, с удовольствием включились в двигательную деятельность, так как имеют определенный опыт.

Когда включили видеозапись физкультминутки в группе компенсирующей направленности,  дети долго стояли и смотрели, некоторые проявили больший интерес, робко пытались двигаться.

С детьми ЗПР была проведена целенаправленная работа, разучивали движения физкультминутки. Через некоторое время, после включения записи дети уже более уверено включались в деятельность.  У них изменилось настроение, эмоциональное отношение детей, изменились движения, некоторые не только подражали, но и выполняли движения, из своего прошлого опыта.

Задачи по развитию инициативности, самостоятельности решаются во всех видах детской деятельности: игровой, познавательно- исследовательской, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, двигательной, конструктивной, самообслуживании и элементарном бытовом труде, восприятии художественной литературы. Работа по развитию любознательности и инициативности планируется: при проведении организованной образовательной деятельности,  совместной образовательной деятельности в режимных моментах,  создании условий для самостоятельной деятельности детей, а так же в работе с родителями. Запланированное содержание может корректироваться в зависимости от возникших интересов детей, их инициативы.

Развивая любознательность и инициативность необходимо учитывать не только общие закономерности формирования  познавательного интереса, познавательной активности  перерастающую в познавательную деятельность, но и особенности детей с ЗПР.

В детском саду  большое внимание уделяем развивающей предметно – пространственной среде с учетом требований ФГОС ДО. Стремимся к тому, чтобы развивающая предметно – пространственная среда   отвечала  требованиям насыщенности, трансформируемости, полифункциональности,вариативности, доступности и безопасности.

Во взаимоотношениях взрослых и детей произошли следующие изменения:

- отказ от авторитарного общения;
- отказ от необоснованных запретов;
- создание  в группе положительного  психологического  микроклимата;
- отказ от отрицательного оценивания дошкольника.    

Поддержка педагогами индивидуальности и инициативности детей осуществляется через:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

С целью пробуждения любознательности и инициативы у детей с ЗПР педагоги используют:

- информационно - коммуникационные технологии
- метод проектов
- элементарное экспериментирование
- проблемные ситуации
- дидактические и развивающие игры
- игры – драматизации и др.

Проблема развития любознательности и инициативности детей, напрямую связана с гуманизацией педагогического процесса, задает перспективы дальнейшего развития личности ребенка, его успешности.

           СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Купарадзе Н.Ц. Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста. М., 2001. 121 с.
  2. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно – практическое руководство. СПб: Речь, 2004. 352 с.
  3. О психологических особенностях любознательности детей дошкольного возраста / К.М. Рамонова // Вопросы психологии. 2000. № 10. С.4-8.
  4. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии/ Защиринская О.В. – СПб.: Речь, 2004. 432 с.
  5. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике /Г.И. Щукина. М.: Педагогика, 1971. 352 с.

Пожалуйста, оцените уровень коррупциогенности в детском саду № 26 "Сказка"

высокий - 0%
средний - 5.6%
низкий - 94.4%

Проголосовали: 18
Голосование для этого опроса закончилось on: 31 Май 2022 - 00:00

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Контактная информация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 «Сказка» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445010, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Ленинградская, д. 54
Телефон: 8-8482-31-95-41, 8-8482-95-52-72
Факс: 8-8482-28-31-39
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Внимание! Персональные данные воспитанников  публикуются на официальном сайте МБУ детского сада № 26 "Сказка" строго с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных". Любое копирование, использование, распространение и передача персональных данных несовершеннолетних МБУ  детского сада № 26 "Сказка"  запрещены и преследуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ