Сведения об образовательной организации
Прием в МБУ
Всегда на связи
Коррекционно-развивающее сопровождение детей с ОВЗ
Безопасность детей
Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста
- Категория: Консультации для педагогов
- Обновлено 26.10.2015 11:33
- Создано 26.10.2015 11:14
- Просмотров: 655
Развитие ребёнка зависит от того, где, в каком окружении он растёт. Адекватное потребностям и возможностям организация предметно-развивающей среды – залог психического здоровья ребёнка. Именно в этом возрасте психическое здоровье ребёнка напрямую зависит от предметно среды, от условий которые создаёт для него взрослый.
Поэтому особенности проектирования различных компонентов детского пространства в группе, прежде всего напрямую связаны с особенностями и динамикой развития детей раннего возраста (1-3 лет).
При проектировании используются основные принципы организации предметно-развивающей среды В.А. Петровского и С.Л. Новосёловой. В общем виде их можно представить следующим образом:
-
Деятельностно-возрастной принцип – предполагает развитие ведущей деятельности детей с учётом тех видов деятельности, которые в данный момент не являются ведущими.
-
Развивающий характер – представляет создание условий для творческой деятельности каждого ребёнка, служит неким целям актуального и психического развития, обеспечивает зону ближайшего развития.
-
Обеспечение составных элементов среды – соотносимость макро- и микропространства деятельности детей – предполагает полноценное развитие ребёнка не только внутри детского мира, но и выхода в широкий мир взрослых.
-
Вариотивность – предполагает учёт развивающей деятельности не только ребёнка, родителя, но и всех участников образовательного процесса.
-
Развитие творчества – предполагает развитие поисковой деятельности.
В раннем возрасте можно отметить следующие линии развития: общения, развитие речи, познавательной, двигательной и эмоционально-волевой сферы. Именно для их полноценного развития создаются условия в группе раннего возраста.
Восприятие в раннем возрасте становится ведущей функцией и занимает центральное место в развитии познавательной сферы ребёнка. В этом возрасте предполагается освоение своеобразного языка искусства: красоты звуков, игра цветов, сочетание линий. Важно, чтобы ребёнок увидел красоту этих эталонов, научился их вычленять их окружающего мира. Особое внимание при проектировании необходимо обратить на цвет и форму.
Как утверждают психологи, «сформированность чувства цвета является показателем визуальной культуры личности». Поэтому игровой материал в группе должет имеет эталонные цвета: жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, белый, чёрный. Таким образом, это соответствует деятельностно -возрастному принципу и развивающему, творческому характеру предметной среды.
По поводу формы, как существенного свойства игровых предметов своё мнение имеют детские дизайнеры. Они утверждают, что форма определяет функцию игрушки. Чем совершеннее эта форма, тем полнее реализуется её потенциал и назначение. Ими выдвинуто требование к качественному изготовлению игрового материала, которое исключает предметы с размытыми конурами, нарушенными пропорциями, перекошенными углами, разошедшимися сочленениями и плохо пригнанными швами. Игровое оборудование способно привести к позитивному эффекту лишь в том случае, если его конструкция, облик, цвет, фактура будет побуждать детей играть с ним. Поэтому, проектируя игровое оборудование, за основу берутся модули правильной геометрической формы (круг, квадрат, прямоугольник). Кроме того, мебельные комплексы должны иметь соотносящиеся стороны, что позволит использовать их для гибкого зонирования пространства.
В период раннего детства в качестве ведущей выступает предметная деятельность, мотивом деятельности является предмет (Леонтьев АН.). Для того чтобы предметная деятельность способствовала развитию психики
ребёнка, нужно чтобы он усвоил различные способы действия. Особенно значимыми являются соотносящие и орудийные действия.
При проектировании предметно-развивающей среды в группе, с учётом деятельностного принципа, необходимы модульные комплекты, в которых заложен «автодидактический» принцип для самообучения детей соотносящим предметным действиям - разноуровневые полки с наборами игрушек разных размеров, доска Сегена, предполагающая формирование действий соотнесения по форме, цвету и величине и т.д.
Именно в возрасте до трёх лет ребёнок начинает усваивать существующие в обществе способы употребления различных предметов (наиболее доступным способом является отобразительная игра). Поэтому необходимо создавать условия для наглядного познания малышом окружающего мира и освоения общечеловеческих навыков и элементов культуры.
В плане использования детского оборудования эту задачу решают сюжетнооформленные игровые модули. Для полноценного развития ребёнка игровое и модульное оборудование группы должно быть современно по дизайну, материалу, техническим элементам, и нести сведения научно-технического прогресса (например, кухонный комплекс, машина -трансформер, сухой бассейн). Таким образом реализуется принцип вариативности предметно-развивающей среды.
Т. к. в раннем возрасте память, внимание, восприятие носят непроизвольный характер, для организации детского пространства модульное оборудование проектируется с открытыми плоскостями (вертикальными и горизонтальными) на стеллажах, полках, подиуме, ширмах соразмерных росту детей. На них размещаются игры, пособия, игрушки таким образом, чтобы ребёнок мог тут же действовать, реализуя свой интерес.
Важным этапом в развитии мышления ребёнка на третьем году является начало формирования знаковой функции сознания. Знаковая функция состоит из возможности использовать один предмет в качестве заместителя другого. Наши психологи утверждают: «Полифункциональные предметы выступают для ребёнка раннего возраста как средство овладения замещениями. Действия замещения освобождают ребёнка от консервативной привязанности к функциональному назначению предмета». (Мухина В.С.).
Реализуя деятельностно-возрастной принцип в предметно-развивающую среду вводятся полифункциональное оборудование – модули нейтрального содержания, подвижные тумбы.
Ориентируясь на основные принципы организации предметной среды В.А. Петровского, проектируются все условия для успешного взаимодействия u общения детей u взрослых. В группе должно быть подвижное оборудование, которое даст возможность перестраивать пространство в игре, а также подиум, который создаёт условия для непересекающихся сфер активности и помогает ребёнку почувствовать себя взрослым.
И последнее. Известно, что только в этом возрасте создаётся устойчивая картина мира, упорядоченного в предметном отношении. Перед ребёнком раннего возраста впервые возникает структурно предметно оформленный мир, вещи приобретают известное значение (Выготский Л.С.). Ребёнок очень чувствителен к любым переменам в его жизни. Следует избегать резких изменений, которые могут нарушить представления ребёнка об устойчивости и порядке в мире (Масару Ибука). Поэтому необходимо заранее спланировать размещение центров u оборудования в группе. Необходимо помнить, что любой опыт, полученный в возрасте до 3-х лет, становится частью основания сформировавшейся личности.
Методист Резник Л.И.
Дом, где живет здоровье
Важное
Пожалуйста, оцените уровень коррупциогенности в детском саду № 26 "Сказка"
Проголосовали: 18
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ОБРАЗОВАНИЕ"
Скоро в школу!
Странички педагогов
Нам важно знать Ваше мнение
Контактная информация
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 «Сказка» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445010, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Ленинградская, д. 54
Телефон: 8-8482-31-95-41, 8-8482-95-52-72
Факс: 8-8482-28-31-39
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Внимание! Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МБУ детского сада № 26 "Сказка" строго с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных". Любое копирование, использование, распространение и передача персональных данных несовершеннолетних МБУ детского сада № 26 "Сказка" запрещены и преследуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.