Статья «Организация работы с «особыми детьми», интегрированными в общеразвивающие группы»
Составитель: Стрижкова М.В.
воспитатель МБУ №200 «Волшебный башмачок»
Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
Специалисты выделяют следующие категории детей с особыми образовательными потребностями:
1. Дети-инвалиды:
дети с физическими нарушениями;
дети с психическими нарушениями;
дети с интеллектуальными нарушениями;
дети с соматическими нарушениями;
сурдо-, орто-, тифло- нарушения.
2. Дети с отклоняющимся развитием и поведением:
одаренные дети;
дети девиантного поведения;
дети делинквентного поведения.
3. Дети с отклонениями в психо-эмоциональном и речевом развитии:
дети с речевыми нарушениями;
дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;
дети с эмоциональными и поведенческими нарушениями.
Для оказания помощи детям специалисты решают следующие задачи:
-своевременная комплексная диагностика особенностей психического,физического развития и поведения детей;
-оказание помощи родителям и педагогам образовательных учреждений района по вопросам обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями;
-оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ;
-осуществление индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей помощи детям.
Помощь таким детям должна быть комплексной и осуществляться группой специалистов: невропатологом, психиатром, логопедом, дефектологом, психологом, педагогом.
При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач.
Обучающемуся с ООП необходим хорошо структурированный материал.
Необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, включая в работу большинства анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный); использовать ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания).
Для детей с ООП важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы дошкольники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.
Подводя итог всему выше сказанному, можно сказать, что одним из важнейших условий успешной адаптации ребенка с ООП к социуму является комплексное сопровождение, поддержка. Правильно организованная система профессиональной деятельности, педагога группы, педагога-психолога, дефектолога, учителя-логопеда и других специалистов, методы необходимой направленности воздействия на ребенка, создают условия для успешного обучения и гармонизации психологического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, позволяют ребенку научиться принимать оптимальные решения в различных ситуациях жизненного выбора, способствуют социализации.
Список литературы: