Дидактическая игра на развитие пространственной ориентировки «Живая страница»
Перед детьми вывешивается страница (лист бумаги форматом А3, в центре которой изображение домика (возможна аппликация) с прорезью (отверстием) для вставки изображений разнообразных животных или сказочных персонажей. Каждая сторона страницы обозначена цветом: верхняя – красный цвет, нижняя - синий цвет; правая - желтый цвет, левая – зеленый цвет. Углы обозначаются соответственно образованием двух цветом: верхний левый угол – красно – зеленый, верхний правый угол – красно-желтый; нижний левый угол – сине-зеленый, нижний правый угол – сине-желтый.
Педагог предлагает детям послушать сказку: «Жила была Страничка. В середине этой странички стоял домик, и жили в этом домике разные животные (перечисляются). Чтобы не скучать, каждое утро герои выходили из домика и отправлялись в гости к разным сторонам и углам Странички. Однажды утром…
• Поросенок пошел в гости к Верхней стороне. Каким цветом она обозначена? (Красным). (Педагог берет фигурку из домика и вставляет в отверстие у верхней стороны листа, сопровождая свои действия речью: «Здравствуй, Верхняя сторона! »)
• Ослик пошел в гости к Нижней стороне. (Теперь педагог предлагает кому-нибудь из детей поместить фигурку в соответствующее отверстие и поздороваться с ней.)
(Так определяются все стороны страницы)
Вечером все герои снова собирались в своем домике и рассказывали о том, где они были и что видели.
- Давайте, ребята, вспомним, где гостили наши герои.
- Как называется красная сторона? (Верхняя). Кто здесь гостил? (Поросенок) .
- Как называется синяя сторона? (Нижняя). Кто здесь гостил? (Ослик)
На следующее утро наши герои пошли в гости к разным уголкам. Поросенок пошел в гости в правый верхний угол. Какого он цвета? (Вставляет фигурку поросенка в соответствующее отделение, сопровождая свои действия словами: «Здравствуй, правый верхний угол! ») .
Вечером друзья снова собрались в своем домике и рассказывали о том, где бы
Мишуткины угощения"
Игра для развития зрительного восприятия,
пространственной ориентировки, мышления, памяти и речи
1 уровень
Для детей 4-5 лет
Описание игры
Ребенку на 1 минуту предъявляется изображение игрового поля из девяти квадратов. В углу игрового поля медвежонок, а в одном из квадратов какой-то продукт.
Задание 1
Знакомься, это Мишутка, ему очень хочется попробовать варенье. Помоги ему! Посмотри внимательно и запомни, где находится Мишутка, а где варенье, после того как картинка исчезнет, ответь, сколько квадратов, и в каком направлении надо пройти Мишутке, чтобы добраться до банки с вареньем.
Затем посмотри на картинку и проверь себя.
Задание 2
Попробуй еще раз! Посмотри внимательно и запомни, где находится Мишутка, а где пирожок, после того как картинка исчезнет, ответь, сколько квадратов, и в каком направлении надо пройти Мишутке, чтобы добраться до пирожка.
Посмотри на картинку опять и проверь себя.
Задание 3
А теперь ему захотелось яблочка! Посмотри внимательно, запомни, где находится Мишутка, а где яблоко, после того как картинка исчезнет, ответь, сколько квадратов, и в каком направлении надо пройти Мишутке, чтобы добраться до яблока.
Посмотри на картинку еще раз и проверь себя.
Задание 4
Правда, интересно? А сейчас помоги Мишутке добраться до каши! Посмотри внимательно, запомни, где находится Мишутка, а где тарелка с кашей, после того как картинка исчезнет, ответь, сколько квадратов, и в каком направлении надо пройти Мишутке, чтобы добраться до тарелки с кашей.
Снова посмотри на картинку и проверь себя.
2 уровень
Для детей 5-7 лет
Описание игры
Ребенку на 1 минуту предъявляется изображение игрового поля из шестнадцати квадратов. Муха и продукты могут располагаться на поле в любом порядке.
Задание 1
Знакомься это Мишутка, ему очень хочется попробовать чай и этот аппетитный кусочек пирога. Помоги ему! Посмотри внимательно и запомни, где находится Мишутка, а где пирог и чашка чая, после того как картинка исчезнет, ответь, сколько квадратов, и в каком направлении надо пройти Мишутке, чтобы добраться до этих продуктов.
Затем посмотри на картинку опять и проверь себя.
Задание 2
Хорошо, попробуй еще раз! Посмотри внимательно и запомни, где находится Мишутка, а где пирожок и стакан молока. После того как картинка исчезнет, ответь, сколько квадратов, и в каком направлении надо пройти Мишутке, чтобы добраться до них.
Теперь посмотри на картинку опять и проверь себя.
Задание 3
А теперь Мишутке очень хочется попробовать каши и сладких фруктов! Посмотри внимательно, запомни, где находится Мишутка, а где каша и ваза с фруктами, после того как картинка исчезнет, ответь, сколько квадратов, и в каком направлении надо пройти Мишутке, чтобы добраться до банки с вареньем.
Посмотри на картинку еще раз и проверь себя.
Задание 4
Правда, интересно? А сейчас помоги Мишутке добраться до меда и арбуза! Посмотри внимательно, запомни, где находится Мишутка, а где мед и арбуз, после того как картинка исчезнет, ответь, сколько квадратов, и в каком направлении надо пройти Мишутке, чтобы до них добраться...
Посмотри на картинку опять и проверь себя.
Игры на развитие пространственного восприятия и пространственного мышления старших дошкольников
Формирование у детей представлений о пространственных отношениях, умения ориентироваться в пространстве, ознакомление с пространственным моделированием играют особую роль в развитии познавательной деятельности ребенка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Формирование у ребенка пространственных представлений повышает результативность и качество его деятельности (продуктивно- творческой, познавательной, трудовой).
Упражнение: «Тень»
Цель: развитие пространства тела.
Участники разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, а другой – его Тенью. Человек делает движения, а тень их повторяет, причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень двигалась в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения и т.д.
Игра: «Стань по заданию»
Цель: развитие пространства тела.
Дети по очереди выполняют команды ведущего: встать слева от Сережи (стола, стула и т.д.), сзади, спереди и т.п. Команды и ведущие все время меняются. Обучается и тот, кто выполняет команды и тот, кто подает их.
Упражнение: «Полетаем на самолете»
Дидактические задачи: развитие ориентировки в пространстве, чувства равновесия.
Дети выполняют движения, слушая запись звучания полета:
- заводят моторы самолетов, вращая перед грудью руками, согнутыми в локтях;
- разводят руки в стороны и стоят на одной ноге, слегка раскачивая руками.
- легко бегут врассыпную и с окончанием музыки опускаются на одно колено.
Игра: «Холодно – Горячо; Право – Лево»
Цель: развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве.
Взрослый прячет условный предмет, а затем с помощью команд типа «шаг направо, два шага вперед, три налево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Если ребенок хорошо владеет ориентировкой в пространстве со слов взрослого, можно использовать план-схему.
Игра: «Левее – правее»
Это вариант игры «Горячо – холодно». Наряду со словами «горячо – холодно» говорим «левее – правее», пока ребенок ищет спрятанный сюрприз.
Упражнение: «Регулировщик»
Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве, быстроты реакции.
Игровой материал: свисток.
Группа делится на водителей и пешеходов. Воспитатель объясняет инструкцию: «Во всем городе сломались светофоры, и движением транспорта управляет регулировщик с помощью свистка». Звучит музыка. Пешеходы и машины начинают беспорядочно двигаться по залу. Регулировщик свистит и командует: «Всем повернуть направо, налево, стоянка». По команде «налево» или «направо» все должны сразу же выполнить поворот. По команде «стоянка» машины паркуются, а пешеходы продолжают движение.
Упражнение: «Выложи фигуры из спичек»
Цель: развитие зрительно-пространственной памяти и пространственного мышления.
Материалы: спички либо счетные палочки – 5-8 штук.
Необходимое время: 20 минут.
Инструкция участникам: «Сейчас я буду показывать вам различные конструкции из спичек, выложенные на столе. Один из вас должен запомнить эту конфигурацию и, после того как я смешаю спички, построить ее вновь. Остальные также запоминают фигуру и потом следят за правильностью построения этой фигуры. Все поочередно будут в роли основного исполнителя». Выбирается первый водящий, ведущий строит фигуру из спичек, дает время для ее запоминания – 10-15 секунд, разрушает конструкцию и предлагает ее восстановить. Все участники поочередно выступают в роли водящего. При ошибочном воспроизведении взрослый предлагает другим участникам исправить ошибки водящего.
Составитель: воспитатель Ярцева О.В.